Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

О конце петродоллара

07.07.2024

Видишь суслика? Нет. И я нет. А он – есть!

– "ДМБ"

 

Около месяца назад по отечественным медиа пробежало сенсационное сообщение. Дескать, Саудовская Аравия отказалась продлевать 50-летнее соглашение о продаже нефти исключительно за доллары США (те самые "петродоллары"), будет теперь продавать их за что угодно, а еще вступит в BRICS, в общем, подлым пиндосам с их кровавым баксом придет каюк. В очередной раз, можно сказать – памятуя городские легенды о "99-летнем чарте ФРС на печать долларов", введении валюты "амеро", якобы призванной закрыть все американские долги, "кинув" их держателей, или же в очередной раз вспомнив о взрыве Йеллоустоуна, сразу после обещанного развала США на 6 частей. В общем, культ свидетелей скорого заката империи доллара получил новый материал для проповедования. Но как обычно – ситуация в реальности оказалась совсем не такой, как предполагалась в мечтаниях.

Дело в том, что никакого такого соглашения не было – и нет. Но история, стоящая за этим мифом, весьма любопытна.

Итак, что было полвека назад? Была стагфляция. Период, в чем-то похожий на современный, с поправкой на отсутствие эмиссионных программ помощи. Хилый экономический рост, заметная инфляция, "внезапно" переставшее работать кейнсианство и нераскрытый еще механизм взаимодействия развитых и развивающихся стран. Более того, это всё сопровождалось в США шоком от не слишком удачного (мягко говоря) завершения своей спецоперации во Вьетнаме, а также резким ростом стоимости нефти в результате действия скоординированной политики арабских стран. Она же, в свою очередь, была актом действия в рамках Войны Судного дня, длившейся с 6 по 25 октября 1973 года. Произошло оно 17 октября 1973 года, когда все арабские страны – члены ОАПЕК (организация арабских производителей и экспортеров нефти), а также Египет и Сирия заявили, что они не будут поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль. Эмбарго это было снято через полгода, но дело оно сделало – цена барреля нефти выросла вчетверо, на чем отлично наварился Советский Союз, а импортеры, в первую очередь США, поняли, что со сложившейся ситуацией надо что-то делать.

Сделано было много чего, на самом деле. Ответом на эмбарго стала интенсификация разработки энергосберегающих технологий, в первую очередь более эффективных двигателей автомашин. При этом конкретно для США ответом стало форсирование работы совместной двусторонней комиссии по экономической кооперации. Комиссия эта работала и до того, но тут ее деятельность буквально понеслась вскачь.

Дело в том, что геологоразведочные работы, нацеленные на поиск нефти, начались в Саудовской Аравии еще в 1933 году, силами американцев. При этом было логичным, что поиски начались в восточной части полуострова – поближе к нефтеносной Персии; напомним, что добыча нефти там началась ещё на заре XX века. Бурение началось в 1935 году и чуть было не закончилось конфузом – шесть первых вышек, несмотря на все предварительные работы и опыт, промахнулись мимо нефтяного пласта будущего месторождения Дамман. "Выстрелила" седьмая, добавленная в план работ в последний момент, она подсекла мощный нефтяной пласт и начала фонтанировать сырой нефтью в объёме 1585 баррелей в день. Через три недели дебит вышки увеличился в 2,5 раза. Стало понятно: нефть есть. Уже в 1936 году, на базе предварительно подписаного с шейхом ибн Саудом соглашения, была организована "Калифорнийско-Арабская Стандарт Ойл компани" (Casoc), которая развернула в аравийских песках одну из наиболее масштабных в истории геологоразведочных кампаний. Первый танкер аравийской нефти на экспорт ушел от берегов КСА уже в начале 1939 года.

Результатом усилий Aramco (уже Arabian-American company – так, начиная с 1944 года, стала называться Сasoc) по разведке явилось открытие сверхбольших месторождений качественной, лёгкой аравийской нефти. Самые крупные месторождения были названы весьма символически – Ghawar (Король), Abqaiq (Королева), Safaniya (Вторая жена), Berri (Великий визирь) и с десяток "августейших особ" рангом пониже. Ключевым здесь было открытие сверхбольшого месторождения Ghawar (Гавар), что произошло в 1948 году, и уже в 1951 году оно было введено в эксплуатацию. Это месторождение оказалось крупнейшим в мире. Его начальные извлекаемые запасы составили, по разным оценкам, от 60 до 120 млрд. баррелей; для сравнения, примерная годовая добыча в РФ составляет 3 – 3,5 млрд. баррелей.

Так или иначе, работе этой комиссии не помешала и 25%-я национализация Aramco, которая стала 60%-й в 1974 году. По факту выяснилось, что, несмотря на четыре десятка лет сотрудничества с американцами, арабы не в состоянии полноценно управлять нефтяной отраслью. Без американцев было никуда, несмотря на поддержку последними Израиля. Американцы же хотели зафиксировать нормальный полноценный доступ к нефти; кстати говоря, тогда же появился и национальный резерв ее в США.

В общем, взаимная торговая выгода оказалась сильнее национально-религиозного конфликта: полвека назад, в июле 1974 года, стороны договорились о возобновлении поставок нефти в США. Взамен КСА получили те самые "петродоллары" (в самом прямом смысле – доллары от продажи нефти), которые могли тратить на широкий спектр американских товаров и технологий, причем в очень разных сферах. Речь шла не только об инвестировании в американские казначейские облигации, но и в такие сектора как оборона, сельское хозяйство, промышленность, наука и технология. При этом не было заключено никакого договора, формально обязывающего стороны поступать именно так и не поступать иначе. По факту – американцы получили доступ к нефти, саудиты – доступ ко всей полноте американского предметно-технологического множества и к оплате в нормальной ликвидной свободно конвертируемой валюте, т.е. в долларе США. Сейчас, полвека спустя, ситуация в этом аспекте не изменилась. Более того, недавно сообщалось, что США и КСА находятся на пороге подписания исторического договора о совместной безопасности, что их дополнительно сближает – именно как два государства. Кроме того, в договоре идет речь о запрете на появление в КСА китайских военных баз, о доступе к вооружению и, внезапно, о совместном развитии атомной энергетики.

Что в итоге? Никто не запрещает КСА продавать нефть за фунты, как это было в 70-е, или за китайские юани вкупе с индийскими рупиями. Но – зачем им это? Зачем получать оплату в полуконвертируемой валюте, если можно получать ее в полноценной? Куда потом девать эти рупии с юанями, зачем они нужны? Вкладывать в местные бумаги, с теми же сложностями с выводом прибыли в конце? Смысла в этом нет, опять же, арабы, полагаю, полностью в курсе с историей с застрявшими в Индии российскими деньгами за поставленную нефть. Зачем им такие проблемы, если можно их не иметь?

У всей ситуации есть и еще один интересный аспект. Дело в том, что уже лет пять как Саудовская Аравия потеряла статус вот такого вот большого нетто-получателя петродолларов. У страны снизился положительный торговый баланс, а также практически обнулился баланс текущего счета. Траты королевства растут, растет численность прямых потомков основателя династии Абдул-Азиза ибн Сауда (сейчас их более 20 тысяч!), растет, в частности, стоимость расходов на мегапроект королевства – линейный город Neomдлиной, по изначальному замыслу, более 170 километров и стоимостью более триллиона (!!!) долларов США. Проще говоря, у КСА больше нет возможности активно наращивать вложения в американский госдолг, поскольку лишние деньги как-то куда-то кончились. В таких условиях брать за нефть не в долларах, а в чем-то еще, нести дополнительные риски – лишено всякого смысла.

Так что доллар со своей империей еще поживет. Там навалом своих проблем, о которых уже неоднократно писалось, а также ключевая проблема накопленного долга и сложности его обслуживания – но вряд ли какие-либо арабские демарши могут изменить ситуацию. В конце концов, именно США сейчас являются ключевым производителем нефти в мире, так что главный  петродоллар теперь тоже американский.

Опубликовано 07.07.24 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
США, долги, нефть, Ближний Восток

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены