Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Facebook, Failbook и Fakebook

28.05.2012

На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош, и делай с ним что хошь!

— Из песенки лисы Алисы и кота Базилио

Начиналось всё просто прекрасно, хоть в учебники для MBA вставляй как образец истории успеха. Молодой харизматичный Марк Цукерберг начал работу над социальной сетью, ставшей позже Facebook, ещё будучи студентом в Гарварде. Вскоре сеть вышла за пределы кампусов, обрела статус самой модной и современной, в отличие от устаревших динозавров типа MySpace, Classmates и Livejournal, оставаясь притом ориентированной на совершенно разных людей, а не только на специалистов, подобно LinkedIn. Был снят фильм (получивший, среди прочего, три «Оскара») – так и названный «Социальная сеть» – катализировавший интерес к детищу Цукерберга. Стремительно росла аудитория сети, достигнув в феврале 2012 года цифры в 850 млн. человек, уже столь близкой к желанному миллиарду. Все мы видели прогнозы, предвещавшие сети блистательное будущее, связанное с освоением соцсетью рынка интернет-пользователей крупнейших по населению стран мира – Китая и Индии. К IPO Facebook эйфория ожиданий взрывного роста стоимости акций достигла максимума. Увы – IPO прошло, но вертикальной свечи не вышло, даже намёка не было, а к самой сети навеки прилипли вынесенные в заголовок обидные прозвища. Результат для кого-то, возможно, и удивительный, а для нас вполне ожидаемый.

Рассмотрим ситуацию с хронологической точки зрения. Для начала хотелось бы отметить то, что о переоценённости Facebook говорили достаточно давно – так, по состоянию на февраль 2011 года капитализация соцсети оценивалась в $60 млрд., а показатель P/E (стоимость к прибыли) составлял порядка 100; иными словами, если бы в тот момент кто-либо купил весь Facebook, то эти вложения окупались бы около века. Таким образом, было заявлено, что Facebook – это, конечно, модно и трендово, но фундаментально переоценено, ведь «нормальный» P/E лежит в диапазоне 10-20. Однако подобные здравые речи были мало кем услышаны.

Через некоторое время было объявлено о грядущем IPO Facebook. Дата размещения неоднократно переносилась: сначала речь шла о феврале 2012 года, затем об апреле, наконец, 1 мая было объявлено о проведении IPO 18 мая 2012 года на высокотехнологичной бирже NASDAQ, андеррайтерами выступила большая тройка инвестиционных банков – Morgan Stanley, J.P. Morgan Chase и Goldman Sachs. С 7 мая пошли road-show для крупных потенциальных инвесторов, наконец, собственно 18 мая произошло размещение, в ходе которого первичные дилеры получили акции Facebook по $38 за штуку, таким образом начальная общая капитализация была установлена в $104 млрд., и с учётом чистой прибыли Facebook в 2011 году, составившей $1 млрд., показатель P/E был более 100.

А вот дальше началось незапланированное. Для начала, размещение омрачилось техническими проблемами. А затем, по итогам первого торгового дня – пятницы 18 мая – оказалось, что акции торгуются фактически по цене размещения (т.е. со снижением цены – с учётом того, что первичные дилеры предлагали их рынку по цене $42-45), что казалось немыслимым для такой ажиотажной бумаги. Снижение продолжилось и с началом следующей торговой недели – так, в понедельник 21 мая, когда индекс NASDAQ подрос на 2,5%, а, например, Apple Inc. на 6%, Facebook рухнул на 11%, во вторник 22 мая – ещё на 9%, более того, при этом обвалились акции ещё и самих андеррайтеров выпуска, заодно просели бумаги биржи NASDAQ. Затем ситуация стабилизировалась, в пятницу 25 мая торги были завершены при цене $31,91 за акцию, что на 16% ниже цены первичного размещения, принесшего Facebook $16 млрд.

Уже со среды начались разбирательства, недовольные потерей средств инвесторы принялись работать над прояснением ситуации, и сразу же выяснились весьма интересные подробности. Широкому кругу общественности стало известно, что за несколько дней до IPO был изменён ценовой диапазон на акции. Изначально их планировалось продавать по $28-35 за штуку, затем ориентиры изменили на $35-38, и в итоге разместились по $38, т.е. по верхней границе диапазона. Выяснилось также, что настоял на этом один из андеррайтеров – Morgan Stanley, он же настоял и на том, чтобы предложить рынку акций на четверть больше, чем предполагалось изначально.

Кроме этого, обнаружилось, что во время road-show андеррайтеры скрыли от общественности весьма важную информацию о том, что они понизили прогнозы по годовой выручке Facebook, эта информация была донесена только до узкого круга крупных инвесторов, а до рынка это почему-то не дошло. Такая ситуация – жесточайший нонсенс и конфликт интересов для американского рынка; немудрено, что она уже стала предметом судебного разбирательства. Юридическая фирма Glancy Binkow & Goldberg подала коллективный иск к Facebook и NASDAQ, обвинив их в причинении ущерба инвесторам, в обосновании иска упоминаются те самые прогнозы андеррайтеров. Поводом для иска стали также технические сложности: по словам Филиппа Голдберга, «ордера, размещенные на покупку акций Facebook в первый день торгов, не могли исполниться в течение часов, инвесторы даже не знали, были ли их ордера исполнены или нет». Помимо этого, делом Facebook занялся банковский комитет сената США и комитет по финансовым услугам Палаты представителей, соответствующие заявления были и от SEC (комиссии по ценным бумагам).

Самое удивительное открытие было, однако, ещё впереди. Вчера, 27 мая, стало известно, что вторичные андеррайтеры – J.P. Morgan Chase и Goldman Sachs – параллельно с выводом компании на биржу в рамках обязанностей первичного дилера давали акции взаймы продавцам в шорт, таким образом, играя против ведущего андеррайтера, Morgan Stanley, поддерживавшего курс акций в первый день торгов. Таким образом в набор страстей по Facebook добавился ещё один конфликт интересов.

Говоря о причинах произошедшего, хотелось бы отметить два их комплекса, фундаментальный и технический, которые, однако, оба сводятся к банальной жадности. По фундаментальной теме необходимо отметить, что в настоящее время ситуация на фондовых рынках характеризуется  достаточно высокими уровнями вкупе с достаточно низкими объёмами. Иными словами, на рынке мало мелких инвесторов, ведь они ушли, будучи напуганы многочисленными резкими падениями, но именно они необходимы для поддержания оборота, который жизненно необходим для получения прибыли крупной рыбой, теми самыми инвестбанками. Соответственно,  последние не могли упустить такой замечательный повод, как IPO крупнейшей в мире соцсети. Отсюда и мощнейшая рекламная кампания, и иная раскрутка. И именно в надежде на ажиотажный спрос было повышено предложение акций и поднят целевой интервал размещения. Но – не получилось, массовый инвестор в нужных количествах не пришёл, свою роль сыграла также некоторая несвоевременность размещения – случись оно, скажем, в марте 2012 года, результат мог бы быть иным.

С технической же стороны нельзя не отметить сильнейшую переоценку Facebook. Тот же Google размещался всего в $28 млрд., имея на тот момент ту же прибыль, что и Facebook, при этом являясь компанией, более перспективной в плане маркетинга. Схожая ситуация была в своё время и у Apple Inc.

Вообще говоря, весь IT-сектор представляется взгляду каким-то заколдованным. Инвесторы уделяют ему очень много внимания и своих капиталов, несоразмерно много, при этом подобного совершенно невозможно представить на более традиционных рынках. Все помнят пузырь на рынке доткомов на рубеже веков. Когда он лопнул, индекс NASDAQ рухнул втрое, а, например, Yahoo потеряла в стоимости десятикратно от максимума, при этом на пике роста P/E для Yahoo достигал совершенно умопомрачительных 1200. Что же это такое? Складывается ощущение, что сфера IT представляется инвестору этаким полем чудес, где время от времени вырастает сказочное дерево с золотыми монетами. Казалось бы, примеры Apple Inc. и Google это подтверждают – но на один такой выстреливший проект есть несколько десятков провалившихся, бесследно проглотивших деньги инвесторов. Очень любопытно, какая судьба постигла бы сервис Instagram, не купи их Facebook за $1 млрд. Ведь Instagram – это всего лишь размещение картинок, да, удобное, однокликовое, с возможностью быстрого и простого наложения на снимок разнообразных фильтров и эффектов, но при этом численность персонала компании – всего 13 человек, реальных активов (серверов и ПО) кот наплакал, а со схемой монетизации ничего не просматривается вообще.

Если вернуться к Facebook, то, по нашему мнению, дальнейшие события будут развиваться следующим образом. Суды ни к чему не приведут, там где будет совсем горячо, дело закончится мировым соглашением. Сами же акции будут падать до ценовых уровней, более соответствующих реальности, это $20 за акцию, а то и ниже.

Завершая обзор ситуации с Facebook, хотелось бы вспомнить скандал, потрясший медиапространство аккурат два года назад, в мае 2010 года. Тогда был обнародован отрывок, позже подтверждённый самим Цукербергом, из его переписки с однокашником. Всего несколько строк, которые, однако, позволяют сделать весьма далеко идущие выводы.

Zuck: Yeah so if you ever need info about anyone at Harvard

Zuck: Just ask.

Zuck: I have over 4,000 emails, pictures, addresses, SNS

[Redacted Friend's Name]: What? How’d you manage that one?

Zuck: People just submitted it.

Zuck: I don’t know why.

Zuck: They «trust me»

Zuck: Dumb fucks.

Sapienti sat.

Метки:
Мировая экономика, инвестиции, инновации, Прогноз, финансовая система

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены