Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Кандидат Шрёдингера

01.11.2016

Ковбой вваливается в бар, обращается к бармену:
– Давай, наливай скорей – пока не началось!
Тот наливает ему виски. Ковбой его заглатывает.
– Давай ещё – пока не началось!
Бармен наливает ещё одну порцию.
– Давай ещё одну, пока не началось!
– Эй, а деньги когда?
– Ну вот, началось!

– Фольклорное

 

Можно без тени сомнения предполагать, что грядущая неделя будет посвящена плотному пережёвыванию вопроса президентских выборов в США, которые должны состояться 8 ноября. Точнее сказать, не только самих выборов, но и всей сопутствующей им мишуры. Понятно, американская пресса уже глубоко погружена в эту тему; до нас здесь долетают лишь скромные отголоски её. Более того, даже профильная финансовая пресса больше уделяет внимания выборам, чем, скажем, грядущему 2 ноября заседанию правления ФРС – впрочем, это отражение поведения самих финансистов, которые не ждут от неё ничего нового, в отличие от декабрьского заседания; однако, о нём надо отдельно.

Американцев, безусловно, можно понять – данная избирательная кампания интересна для них хотя бы тем, что один из кандидатов, Дональд Джон Трамп, является личностью несистемной для тамошнего политического бомонда, у него нет ни политического, ни военного карьерного опыта. Мне, однако, более интересен другой аспект – а именно попытка оценить, что может измениться в поствыборных США.

Для начала хотелось бы отметить, что я не вижу смысла камлать вокруг сообщаемых теми или иными СМИ тех или иных процентов поддержки того или иного кандидата. Также малоинтересны излияния вокруг гипотетической болезни Хиллари Клинтон, очередные порции разоблачений на Wikileaks "от русских хакеров", фейковые "живые видео" с Клинтон, особо умильные (в рамках обратного карго-культа) откровения о том, что в США, оказывается, тоже могут подделывать итоги выборов – и тому подобная ерунда. Любопытным является лишь сообщение о том, что некий искусственный интеллект, разработанный индийским стартапером по имени Санджив Рай, предсказывает победу именно что Трампа. Как было сказано, хитрая машинка (вероятно, использующая технологии создания нейронных сетей) собирает и анализирует данные из 20 млн. источников, которые включает в себя посты в Facebook, Google+, твиты и ролики на YouTube – и что она не ошибалась в 2004, 2008 и 2012 годах. Понятно, если эта заметка на CNBC тоже не выдумка от начала и до конца.

Важными, на самом деле, являются другие аспекты, связанные с разграничениями полномочий в американском государственном аппарате. Надо понимать, что в США президент совершенно не обладает сколько-нибудь существенной одиночной властью. Да, это первое лицо государства, да, на нём лежит конечная ответственность за принятие к исполнению всем государственным аппаратом того или иного решения. Но, скажем, в вопросе использования военной силы президент США не волен – без санкции Конгресса он может отдавать приказания только корпусу морской пехоты.

Иными словами, для США в полной мере характерна ситуация, обычно описываемая фразой "короля играет свита", при этом в данном случае и свита тоже не является единой. Несмотря на это, именно эта "свита", понимаемая здесь весьма широко, играет ключевую роль в процессе подготовки возможного спектра решений – и уже именно он предоставляется первому лицу. Также надо отметить что США, по сути, живут в состоянии перманентной выборной суеты, поскольку, в дополнение к четырёхлетнему президентскому циклу, раз в четыре года (но со смещением в два года относительно президентских выборов) в стране проходят выборы в Конгресс. По сути, в политической элите США идёт постоянная, повторюсь, постоянная конкуренция за симпатии электората. И процесс этот неостановим – хотя, могу предположить, элите этот постоянный беличий бег в колесе очень не нравится. Проявлять власть без особой оглядки на электорат, безусловно, очень приятно, особенно с учётом того, при этом перед собой можно оправдываться отсутствием необходимости тратить силы, время и деньги на различные выборы.

Соответственно, можно предположить, что замена важной, но всё же не ключевой фигуры не приведёт к смене проводимой политики; понятно, сам факт того, что инаугурация победителя должна пройти ближе к концу января 2017 года, не имеет здесь никакого значения. Политика может измениться позже, когда (если) первое лицо, поддержанное своей бригадой, сумеет усилить себя и свою структуру настолько, что станет возможно относительно спокойно проводить чаемые преобразования. Впрочем, означенные вероятные преобразования всё равно должны быть в некотором русле – поскольку "вариант Кеннеди" никто не отменял.

Так или иначе, мне представляется наивной аккуратно декларируемая надежда на то, что Трамп, в случае его победы, оперативно повернёт корабль американской политики в сторону улучшения отношений с Москвой; это если не касаться того, что сама постановка вопроса в таком формате выглядит несколько позорной. Более того, это предположение получило месяц назад явное подтверждение, когда Палата представителей Конгресса США единогласно одобрила закон "О поддержке стабильности и демократии на Украине", который разрешает поставки летального оружия Киеву. Ключевое слово здесь "единогласно", соответственно, даже если лично Трамп  одержит победу на выборах и действительно захочет нормализации отношений с Москвой (здесь, кстати говоря, уместно вспомнить практически полную гармонию в отношениях после первого избрания Обамы), совершенно не факт, что это дадут ему сделать коллеги по республиканской партии.

Более того, ему в любом случае придётся сначала справиться с новой экономической реальностью. Речь о том, что на следующем (после ноябрьского) заседании правления ФРС, которое состоится 14 декабря, с высокой вероятностью будет повышена ставка, сейчас вероятность этого действия оценивается в 74%. Это чуть ниже недавних максимумов (78%), но заметно выше уровней месячной давности (61-66%) – и существенно выше таковых вероятностей для прочих недавних заседаний, где она не превышала 25-30%. Последствия этого шага понятны – укрепится доллар, просядет цена на нефть, что вызовет недовольство отрасли добычи нетрадиционных углеводородов, которая совсем недавно вновь начала наращивать число работающих буровых вышек. Кроме того, это повышение, с некоторым лагом, вызовет удорожание обслуживания долгов, государственных и корпоративных; с другой стороны, повышение ставки будет всеми воспринято как ещё один шаг в рамках нормализации денежно-кредитной политики. Впрочем, до декабрьского заседания ещё два трудовых отчёта (они выходят в начале каждого месяца), и в любом случае ФРС будет принимать решение исходя из этих данных, которых пока ещё нет.

В общем, новому президенту США найдётся чем заняться сразу по инаугурации, и чаяния Москвы здесь не являются сколько-нибудь значимым приоритетом. Рискну предположить, что вероятная выработка тех или иных решений относительно Москвы будет отложена до завершения американской "пересменки" и утрясания на своих местах новой администрации, что откладывает этот процесс по крайней мере до весны – и тогда к его анализу можно будет вернуться вновь.

Так что на данный момент не остаётся ничего, кроме как спокойно дождаться завершения всей этой выборной эпопеи. В конце концов, США – единственная сверхдержава в мире, как сказал нам Владимир Путин, и смена первого лица в этой стране может иметь последствия мирового же масштаба.

Опубликовано 30.10.16 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
США

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены