Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Федеральная резервная шифровка

23.12.2013

Это – индикатор.
Он всё понимает, но не говорит.
Он только меняет цвет.

– Из м/ф "Тайна третьей планеты"

 

Как мы все знаем, в настоящее время ФРС США проводит третью по счёту программу quantitative easing ("количественное смягчение"), сокращённо – QE-3. Программа эта была запущена 13 сентября 2012 года и представляла из себя выкуп с рынка MBS (бумаг, обеспеченных ипотекой)  объёмом $40 млрд./мес., в декабре того же года к ней присоединилась программа выкупа американских гособлигаций с объёмом $45 млрд./мес. Итого на рынки ежемесячно поступало $85 млрд., что больше, чем в период действия программы QE-2, продолжавшейся восемь месяцев, объём выкупа тогда составлял $75 млрд./мес.

Принципиальным отличием этой комбинированной программы от предыдущих вливаний ликвидности со стороны ФРС является то, что у неё нет изначально заявленных лимитов по срокам/времени, в качестве таковых указаны не объёмы в долларах США, а экономические показатели. Декларированной целью программы является достижение уровня безработицы в 6,5% при инфляции не более чем в 2,5%.

Программа работала вполне штатно, к ней все привыкли – но примерно со второй половины лета в США начали раздаваться голоса, призывающие к сворачиванию программы, или, по крайней мере, к уменьшению объёмов выкупа. Связано это было с тем, что, вроде бы, если судить по формальным показателям, ситуация в экономике страны стала улучшаться, безработица пошла на спад, еженедельно сообщаемое число первичных обращений за пособиями по безработицы также стало снижаться, а инфляция и не думала выходить из предписанных рамок. При этом на фоне эмиссии наблюдался существенный рост фондовых рынков, рост, не обусловленный соответствующим ростом показателей корпораций, и это стало вызывать определённое беспокойство – а ну как случится крах?

Соответственно, рынок ждал, что ФРС под руководством Бен Бернанке начнёт потихоньку закручивать эмиссионный кран, что пойдёт т.н. fed tapering – и ожидания достигли своих максимумов к первому осеннему заседанию Федерального комитета по открытым рынкам США (FOMC), которое прошло 17-18 сентября этого года. Бен этого, однако, делать не стал, более того, никакого снижения не последовало и по итогам октябрьского заседания. Но, по итогам очередного планового заседания FOMC, прошедшего 17-18 декабря, наконец-то было принято решение об уменьшении объёма эмиссии. Эмиссия снизится с $85 млрд./мес. до $75 млрд./мес., оба компонента программы будут сокращены по $5 млрд./мес. каждый. При этом лишь 24 глобальных экономиста из 69 человек, опрошенных Bloomberg, ожидали этого на последнем заседании FOMC, большая часть, соответственно, ожидала, что эмиссионная программа будет продолжаться далее в неизменном виде.

Так или иначе, решение принято. Объём эмиссии сократится, реинвестирование сохраняется, политика поддержания ультранизких ставок рефинансирования также продолжается. Казалось бы, ничего особого, решение достаточно логично. Но если вдуматься и всмотреться – то ситуация начинает играть новыми гранями.

Дело в том, что по итогам каждого заседания FOMC выпускается коммюнике, содержащее само итоговое заявление. Формат этого текста достаточно стандартен, более того, сами слова, составляющие текст, меняются, в общем и целом, достаточно слабо от текста к тексту. Соответственно, много информации можно извлечь, построчно сравнивая коммюнике по итогам разных заседаний и таким образом отслеживая, что именно привлекло наибольшее внимание FOMC в данный момент – и этим увлекательным делом каждый раз занимается очень много экономистов по всему свету. Но можно попробовать поработать и иначе. Как утверждает современная мифология, во времена оны в этом деле был силён едва ли каждый советский человек. Речь, понятно, о чтении между строк – и умении вычленять из этого скрытые смыслы и сигналы.

Что ж, приступим, используя в качестве анализируемого текста перевод последнего коммюнике, подготовленный специалистами холдинга "Финам".

1. ФРС констатирует, что семейные расходы и инвестиционные вложения бизнес-структур за период между заседаниями комиссии повысились, тогда как восстановление жилищного сектора в определенной мере замедлилось, а фискальная политика ограничивает экономический рост, но степень ее влияния может уменьшиться. Фактически, это прямой пинок в сторону Обамы. "Мы работаем не покладая рук над снижением ставок – а вы зажимаете расходы бюджета, борясь с дефицитом. Но не будет без роста госрасходов никакого сколько-нибудь значимого роста экономики!" О ставках, впрочем, ниже.

2. ФРС ожидает, что применение гибкой монетарной политики позволит увеличить темпы роста экономики по сравнению с отмеченными за последнее время и приведет к постепенному снижению уровня безработицы до приемлемых значений. "Мы всё правильно делаем, и не сомневайтесь".

3. ФРС осознает, что экономической эффективности может препятствовать то, что инфляция постоянно находится ниже целевого уровня в 2% и тщательно контролирует инфляционные процессы, рассчитывая на возвращение инфляции к этому уровню в среднесрочном периоде. Это, судя по всему, действительно сильно волнует Бернанке. Восстановление экономики, её рост – они не просто так в вакууме существуют. Восстановление экономики означает, что в наличии имеется рост спроса, частного либо же государственного; но дело в том, что рост спроса, вообще говоря, влечёт за собой рост цены на этот товар – т.е. инфляцию. Следовательно, такая низкая инфляция является свидетельством того, что с восстановлением на самом деле далеко не всё гладко. Кроме того, в США сейчас наблюдается дефляция по ценам производителей (PPI): ноябрьское снижение цен составило 0,1%, а октябрьское – 0,2%. Производители снижают цены в ответ на слабый спрос; о каком значимом  восстановлении тогда речь?

4. ФРС считает, что реализуемая ею программа покупок активов способствовала повышению экономической активности и улучшению ситуации на рынках труда, поддерживая базовый рост экономики в целом, даже в условиях сокращения федерального финансирования в период действия программы. А вот это уже явно идёт по категории "медведь в лесу умер". Фактически, это ещё один пинок в сторону Обамы, одного как-то маловато будет. "Мы работаем, деньги дёшевы, так берите же и тратьте их, раскручивайте маховик экономики, иначе всё прахом пойдёт!" При этом на самом деле не всё так хорошо. Несмотря на невиданную ранее эмиссию, в результате которой денег становится больше, ставки, вообще говоря, подросли – видимо, отражая инфляционные ожидания инвесторов. Они были низки в самом начале эмиссионной программы, прошлой осенью – что позволило, к примеру, осуществить локальный бум на ипотеке, когда многие взяли кредит на низких ставках, и многие также рефинансировались под более низкий процент. Но затем ставки подросли – и бум угас.

5. Приобретение активов не является жестко спланированным и решения ФРС об их объемах продолжают зависеть от экономических прогнозов ФРС, а также оценки вероятной эффективности и стоимости этих затрат. Здесь мы видим совершенно однозначное подстилание соломки. Уже не себе – Бена Бернанке на посту главы ФРС сменит в феврале 2014 года Джанет Йеллен – но значения это не имеет. Видно, что фраза предполагает вероятное изменение объёмов выкупа в обе стороны – как и в сторону уменьшения, так и обратно, в сторону увеличения. Проблема, впрочем, в том, что ФРС, по большому счёту, не может себе позволить метаться, увеличивая либо уменьшая эмиссию, это создаст впечатление, что они не держат ситуацию, что она выходит из-под контроля.

6. В целях обеспечения прогрессивных тенденций в достижении максимальной занятости и стабильности цен ФРС вновь подтверждает свое стремление сохранять соответствующую гибкую монетарную политику в течение длительного времени после завершения программы покупок активов и обретения устойчивого восстановления экономики. "Мы всё делаем правильно, и будем делать это столько времени, сколько посчитаем нужным".

7. Определяя продолжительность сроков сохранения весьма гибких принципов монетарной политики, ФРС будет руководствоваться также и другой информацией, включая дополнительные параметры условий на рынках труда, индикаторы инфляционного давления и инфляционных ожиданий, финансовые события. Оценивая все эти факторы, ФРС допускает возможность сохранения текущей процентной ставки для федеральных фондов на длительный период после уменьшения безработицы ниже уровня в 6.5%, в особенности, если инфляция продолжит находиться ниже обозначенного ФРС целевого уровня в 2%. Снова опасения низкой инфляции и риска сваливания в дефляционную спираль; но особого внимания заслуживают слова о "дополнительных параметрах условий на рынках труда". Вообще говоря, это прямое признание Бернанке – "да не верю я в ваши показатели безработицы, врут они!" Надо сказать, что для этого мнения есть веские основания. С одной сторны, официальная безработица снизилась с 7,8% в начале года до 7% сейчас; но те же первичные обращения вновь пошли вверх после долгого периода снижения – впрочем, это может быть флуктуацией. Кроме того, в настоящее время показатель общей занятости, а именно процентное соотношение всех работающих к общей численности экономически активного населения, находится на уровне примерно в 58,5%, и этот показатель стагнирует с 2009 года, находясь при этом на минимуме за более чем два десятка лет, на исторических вершинах также показатель отношения населения, не включённого в состав рабочей силы, к общей численности экономически активного населения. Иными словами, статистика лукавит, представляя ситуацию с занятостью лучше, чем она есть.

Всё это Бернанке, судя по всему, прекрасно понимает. Но заявить прямо об этих проблемах совершенно невозможно по политическим причинам. Вот и приходится изворачиваться в рамках доступного инструментария. С другой стороны, его галеры уже скоро кончатся. Может, старина Бен поразговорчивей станет. Хотя, конечно, маловероятно, поскольку с постов такой величины уходят совсем разве что вперёд ногами. Что у нас, что в США.

Опубликовано 21.12.13 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
США, ФРС

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены