Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
Кто ответит за китайскую экономику?01.07.2013На прошлой неделе Народный банк Китая отреагировал на нарастающий кризис ликвидности в банковской системе интервенцией на денежном рынке. Кроме того, НБ провел ряд словесных интервенций, в частности во вторник в СМИ было распространено заявление банка, в котором указывалось, что «В последние дни был предпринят целый набор мер по стабилизации ситуации (с ликвидностью). В их числе — обращение НБ к финансовым институтам с просьбой о содействии в повышении уровня ликвидности на денежном рынке». Указанные меры позволили несколько стабилизировать динамику процентных ставок. Ставки на однодневные кредиты на китайском межбанковском рынке опустились до 11,7% с исторического максимума в 13,4%, достигнутого 20 июня, хотя все равно остаются на высоком уровне. В конце недели на финансовом форуме в Шанхае, инвесторов поспешил успокоить Шан Фулинь, глава Комиссии по контролю и регулированию банковской сферы Китая, сказав, что дефицита ликвидности на межбанковском рынке Китая в целом не наблюдается. В подтверждение он привел данные, согласно которым на 28 июня запасные фонды банковско-финансовых учреждений составили примерно 1,5 трлн. юаней - это более чем вдвое выше уровня, необходимого для осуществления нормальных платежно-расчетных операций. Так же председатель НБ Китая Чжоу Сяочуань заверил собравшихся в том, что банк будет предоставлять достаточную ликвидность для того, чтобы развеять тревогу по поводу финансов и экономики.
Начало кризиса ликвидности
Кризис ликвидности начался в Китае еще в конце мае-начале июня, когда на межбанковском рынке произошел резкий рост процентных ставок, и цена коротких кредитов подскочила до рекордных 10% и потом только повышалась. Одной из причин такой напряженности называли предстоящие длинные выходные. Повышение спроса на краткосрочные кредиты стандартно в таких случаях. Но значительно усугубил ситуацию на рынке совершенно неожиданный фактор - один из крупных банков Китая - China Everbright Bank - не смог расплатиться по коротким кредитам с Industrial Bank на сумму в 6 млрд. юаней. Дефолт China Everbright Bank, в свою очередь, осложнил финансовую ситуацию для China Industrial Bank, так как в последнем рассчитывали получить 6 млрд. юаней для обеспечения собственных нужд в ликвидности. И дальше по цепочке. В результате на китайском межбанке начался кризис доверия, который всегда приводит к росту ставок, повышению требований к заемщикам и сжиманию сроков, на которые банки готовы выдавать кредиты. Кроме того, негативно повлияли на рынок меры Народного банка Китая по ограничению притока спекулятивного капитала. Плавного маневра не получилось. Вместо этого существенно сократился канал долларовой ликвидности извне. Китайские банки вынуждены были начать скупку долларов на внутреннем рынке - и это привело к снижению уровней доступной ликвидности в юанях. В целом ситуация последних дней июня очень напоминала кризис ликвидности, разворачивавшийся в 2008 году на американских рынках. Тот факт, что китайская банковская система сейчас напоминает американскую перед кризисом, в середине июня отметили в Фонде мировой экономике Нуриэля Рубини. В обеих системах высокими темпами росли объемы кредитов, в обеих системах в определенный момент ставки поползли вверх… Довершить картину остается только тем, чтобы в Китайской экономике рухнули финансовые рынки. Но пока об этом говорить рано.
Кризис - закономерный итог китайской политики
Конечно, сегодняшний кризис ликвидности в банковской системе Китая – не является большой неожиданностью. Истинные источники этого кризиса лежат глубоко в китайской экономике. Проблемы банковской системы нарастали на протяжении нескольких лет. Многие внешние наблюдатели понимали, что рано или поздно они должны прорваться. Понимали это и в Китае. Однако особенность нарастания кризисных явлений в китайской экономике тесно связана с политическими обстоятельствами последних лет. В частности, со сменой руководства страны. Прошлому руководство, безусловно, были ясны все риски накачки китайской экономики дешевыми деньгами Центрального банка. Но в переходный период было важно создать видимость стабильного роста. Лучшая мера для этого как раз смягчение кредитной политики и методы прямого государственного инвестирования в экономику. Новое руководство страны, придя к власти, понимало, что дешевые деньги, залитые в банковскую систему, уже создали огромные риски. И дальнейшая денежная накачка, может только еще больше усугубить ситуацию. В мае премьер Госсовета КНР Ли Кэцян сказал, что власти страны не намерены использовать стимулирование экономики для противодействия замедлению, так как риски перевешивают возможные выгоды: "Для достижения целей в этом году нельзя сильно полагаться на политику стимулирования или на государственные прямые инвестиции. Мы должны полагаться на рыночные механизмы. Опору правительства на инвестиции для роста не только трудно поддерживать, но она также создает новые проблемы и риски". В результате была выбрана политика, направленная на замедление роста экономики. Целевые ориентиры по росту ВВП на ближайшие 10 лет были снижены до 7-7,5% в год.
Непростой выбор
Сейчас, когда в Китае наблюдается обострение ситуации с ликвидностью, руководство страны стоит перед сложным выбором. Либо прекратить всякое монетарное вмешательство в экономику и дать схлопнуться пузырю, надутому дешевыми деньгами в годы правления прошлого руководства страны. И таким образом свалить всю ответственность за крах китайской экономики на своих предшественников. Либо попытаться продолжить намеченную политику восстановления китайской экономики и параллельно поддерживать финансовый пузырь, вливая в него дешевые деньги. Второй вариант позволит Китаю продержаться еще некоторое время. Однако уже сейчас понятно, что вероятность неудачи реализации этого плана слишком высока. При этом с каждым новым притоком в систему «стимулирующих» потоков денег от Центрального банка, ситуация будет только усугубляться. Чем больше пузырь, тем больше вреда он принесет при схлопывании. Если власти Китая сейчас выберут этот вариант, вся ответственность за возможный крах китайской экономики будет лежать на них. Но, с другой стороны, если чудом получится восстановить рост Китая, то все лавры достанутся опять же современному руководству страны. Поэтому дальнейшие шаги Китая в области экономики сейчас полностью зависят от субъективного фактора – от решительности и здравомыслия людей, принимающих решение. Метки: |
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены
|