Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

О сложных вопросах современности

08.04.2013

Чей ты друг?
Что ты выигрывал?
Кто тебе здесь рад?

-- Субкультурное

 

Меня безмерно умиляют многие высказывания наших власть предержащих. И речь не о Владимире Путине – он-то, что есть то есть, вполне заслужил титул мастера политических афоризмов. Можно вспомнить Дмитрия Медведева, с его "отлить в граните" (что ещё ладно) – хотя недавние реплики про Кипр, про зависшие там "государственные деньги" и что там "грабят награбленное" уже идут по категории "хоть стой, хоть падай". Или недавняя жалоба его пресс-секретаря Натальи Тимаковой на то, что в интернете его называют "Димоном", после чего известность приобрёл новообразованный, но столь же ехидный "неДимон".

Но некоторые способны переплюнуть и Медведева. Встречайте – Ольга Юрьевна Голодец, вице-премьер в нынешнем правительстве РФ.

Начнём с прямой цитаты: "Сегодня 86 млн человек в трудоспособном возрасте. К сожалению, наш рынок труда практически сегодня не легитимизирован. В секторах, которые нам видны и понятны, занято всего 48 млн человек. Все остальные — непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты."

Сказала, как отрезала.

Осмелимся же напомнить Ольге Юрьевне, что этими словами она, фактически, перевела в разряд "непойми кого" всех домохозяек страны. Их не то чтобы очень много – в нынешней России далеко не все женщины могут позволить себе роскошь не работать и лишь ухаживать за домом и детьми, пока их мужья в поте лица добывают семье хлеб насущный. Но они есть, и это миллионы женщин, по которым походя оттопталась глубокоуважаемая вице-премьер. А среди этих миллионов многие наверняка из здорового консерватизма на недавних выборах голосовали именно за Единую Россию и Владимира Путина.

Можно, конечно, предположить, что говорила Ольга Юрьевна о людях, занятых в теневой экономике в целом. Конечно же, её обеспокоенность может и должна вызывать экономика криминальная и экономика фиктивная – но стоит ли давить на людей, которые ведут хозяйственную деятельность в экономике неформальной и экономике эксполярной?

Об этих видах деятельности следует сказать отдельно. Эксполярная экономика – это дед, торгующий на станции солёными огурцами и самолично собранными в лесу рыжиками. Это и домохозяйка, изредка подрабатывающая переводами, пока дети спят. Это и мужик с золотыми руками, по знакомству помогающий с ремонтом. И барышня – выездной парикмахер. А экономика неформальная, в которую входит, к примеру, работа без трудового оформления или же оказание услуг без лицензии, недавно резко увеличилась в размерах. Причиной этого является существенное увеличение социальных взносов, которые должны платить индивидуальные предприниматели (ИП) – что поставило их на грань рентабельности и уже привело к закрытию по всей стране более трёхсот тысяч ИП – примерно 12% от их общего числа, и поток заявлений на закрытие пока не иссякает. Кстати говоря, Татарстан является рекордсменом среди регионов РФ по этому печальному показателю в абсолютных цифрах и занимает шестое место в относительных. Понятно, что некоторые из этих ИП использовались лишь для уменьшения налогообложения, но их число несущественно во всей картине.

Фактически, Ольга Юрьевна прошлась по самозанятым людям. Которые как-то крутятся в нынешней не шибко весёлой экономической ситуации – ведь о темпах роста пятилетней давности можно уже вспоминать как о Золотом веке. Которые не могут работать в легальном поле, поскольку этого не даёт налоговый пресс. И альтернатива для которых – регистрация на бирже труда и получение нищенского пособия (да и то не всем удастся его получить) – что немедленно скажется на самооценке (а это крайне важно для них!), потребует дополнительных расходов из бюджета (а это крайне важно уже для власти!) и резко, вероятно, в разы, нарастит официальный уровень безработицы в стране (а это крайне важно для международного имиджа).

Зачем же Вы так, Ольга Юрьевна? Не подумали? Бывает, бывает. Но, наверное, всё же не у чиновников в столь высоком ранге – вице-премьер, а если всё-таки проскальзывает такое – то, может, рановато занимать этот пост? Не мне решать, конечно же, но не могу не отметить....

Но дальше – веселее. "Эти люди создают серьезные проблемы для всего общества" – считает она.

Здесь даже моё ехидство даёт сбой. Какого рода проблемы? В каком количестве? Есть ли на эту тему актуальные и объективные исследования? Нет ответов на эти вопросы. Есть лишь признание огромного количества работящих ответственных людей угрозой для социума. Прекрасно.

Но и это не конец. "По уровню квалификации в большинстве специальностей Россия отстает от мирового уровня на 20 лет. Это не пустой звук. Мы отстаем буквально по большинству специальностей, если не по всем, на 20 лет от мирового рынка труда. Здесь очень важно участие общества в подготовке стандартов. Стандартов должно быть около 800" – продолжает Ольга Юрьевна свою речь.

Здесь прекрасно вообще всё. Что такое "большинство специальностей" и тем более "все"? Есть ли конкретика? Почему отстали на 20 лет – а не на 30 или там все 50? Кто и как это считал? Расскажите, какие претензии к российским, скажем, программистам. Или газовикам. Или дальнобойщикам. Что это, в конце концов, за чудо-юдо такое – "мировой уровень"? Европа? А учтено ли там идущее под откос испанское строительство или умершее греческое судостроение? Или это в изрядной степени деиндустриализовавшиеся США, которые сейчас, впрочем, вернулись к наращиванию промышленного потенциала? Почему стандартов должно быть именно что "около 800" и что это должны быть за стандарты?

Впрочем, точки над Ё расставляет её следующая реплика. "Пенсии можно было бы увеличить в 1,5 раза, если бы все россияне трудоспособного возраста платили налоги" – считает она.

Вот оно что. Государство в очередной раз озаботилось ситуацией с пенсиями и дефицитом Пенсионного фонда. Да ещё и людишки эти – шустрят чего-то там, делают, налогов притом не платят. Срочно надо навести порядок, пусть они работают по-белому и платят, платят, платят!

Но законы экономики сильнее законов человеческих. Люди просто не будут заниматься тем, что им не выгодно, если над ними не ставить надсмотрщика с кнутом. Если "работать по-белому" эквивалентно "работать себе в убыток" – то никто по-белому работать не будет. Это не вопрос людей и их гражданской сознательности; кстати говоря, мотивировать платить налоги словами про пенсии попросту глупо – ведь пенсию получает совсем не тот, кто платит налоги. Разумеется, всегда можно ужесточить фискальную политику, ввести драконовские штрафы – но это потребует новых ресурсов, а народ наверняка найдет очередной болт с левой резьбой, а если и не найдёт – то попросту выйдет из экономической деятельности, и гори оно всё ясным огнём.

При этом позитивный пример уже был. Нормализация экономических условий на рубеже веков привела к тому, что к 2003-2004 годам по-белому стало модно работать – и такая возможность действительно была у людей. Решать надо вопросы сложности и разумности налоговой системы, вопросы курса рубля, вопросы тарифной защиты, вопросы правового регулирования и наличия адекватной юрисдикции, вопросы стоимости кредитования – и так далее и тому подобное. И именно этими вещами следует заниматься правительству – если оно не хочет закончиться трагично.

Есть опасения, впрочем, что этот призыв пропадёт зря. А люди тем временем откликнулись демотиваторами с фразой "38 миллионов россиян занимаются непонятно чем" и фотографиями Медведева, прицеливающегося из лука и Путина с амфорами.

Опубликовано 06.04.13 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, реальный сектор, бизнес в России, политика, бюджет

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены