Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Нефтяные качели

06.10.2025

Опять эта проклятая неизвестность!

– Фольклорное

 

В текущий момент мировая нефтяная отрасль сталкивается с противоречивыми тенденциями.

С одной стороны, участники соглашения ОПЕК+ планомерно возвращают к рынку часть добровольно изъятого ранее объёма. Так, ряд ведущих стран (Саудовская Аравия, Россия, Ирак и др.) с октября увеличат добычу на дополнительные 137 тысяч баррелей в сутки, и в целом, по предварительным планам, в обозримом будущем постепенно снимается ещё порядка 1,5 - 2 млн баррелей в день (мбд) добровольных сокращений. Формально это объясняется благоприятной конъюнктурой: генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс прогнозирует рост мирового спроса примерно на 1,3 мбд в 2025 году, что и послужило основанием для наращивания добычи. Но это не единственная оценка: в результате такого восстановления добычи, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в следующем году на рынке возможно формирование существенного переизбытка предложения, профицит может составить порядка 1,9–3,3 мбд. И да, уже сейчас котировки реагируют на сигнал о росте добычи: если в июне эталонная марка Brentторговалась порядка $77 за баррель, то к началу октября эта стоимость опустилась примерно до $65 (а американский сорт WTIуже ниже $61!) – и не стоит, кстати, забывать о долларовой инфляции, которая «подъедает» стоимость этого самого барреля.

Далее, важным фактором остаётся ситуация с российским экспортом и «теневым флотом». После введения западных санкций Москва активно использует суда под фальшивыми флагами и с новыми регистрациями («теневой флот», продолжение концепции «их там нет»), чтобы экспортировать нефть в обход ограничений. Схема эта существует не первый год, на ней довольно много наварились и продолжают навариваться те же греки – но сейчас на нее обратили внимание лидеры стран Запада.

Так, президент Франции Эмманюэль Макрон на саммите ЕС призвал союзников задерживать нефтетанкеры «теневого флота», а в первые дни октября французские спецслужбы захватили у берегов страны танкер Boracay(флаг Бенина) с грузом российской нефти (и китайским капитаном) – дескать, оно как-то связано с наблюдавшимися в датском небе неизвестными дронами. Президент РФ Владимир Путин закономерно назвал это назвав это «новой формой пиратства», французы в итоге через пару дней вынуждены были отпустить корабль, ничего криминального на нем не найдя. Но, так или иначе, схема существует, списки таких судов существуют – и на нее вполне можно организовать давление. Собственно говоря, еще летом был отмечен рост стоимости фрахта, из расчета на баррель – система очевидным способом реагирует на риски.

Вместе с этим, надо отметить, что сейчас нет акторов, реально заинтересованных в столь же реальном блокировании российского экспорта, поскольку это моментально разбалансирует рынок нефти, подняв цены – и это совсем не по душе европейскому потребителю. Да и американцы тоже не будут в восторге, понятно, кроме тех, кто работает в нефтедобыче. Тем не менее, несмотря на то что нефть продолжает поступать на рынок, её логистика подорожала – чего, в целом, и хотели достичь ограничительные меры G7

Далее, следует упомянуть потенциальный риск, связанный с Венесуэлой. В последнее время Вашингтон усилил военное присутствие в регионе. В августе 2025 года к берегам Каракаса были направлены американские эсминцы (официально — для борьбы с наркокартелями, которые нынче и рулят местной территорией, особо отмечен тут «картель солнц» -- Cartel del Soles. В самих же США всё чаще заявляют о сценариях военного вмешательства для свержения президента Николаса Мадуро, но последствия такого вмешательства непредсказуемы.

С одной стороны, Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти -- по оценкам МЭА, около 303 млрд баррелей, почти 17% мировых запасов, хотя заметная их часть относится к тяжелой и сверхтяжелой нефти, легкие фракции выкачали еще годы и десятилетия назад. Добыча там сейчас невелика, около 1,1 мбд, что чуть более трети от досоциалистических уровней, подавляющая часть продукции идет в Азию. Полноценное восстановление работы венесуэльской нефтяной отрасли могло бы поставить на рынок дополнительные миллионы баррелей, от 2 до 5 мбд, по разным оценкам на разных временных горизонтах.

С другой стороны, военные действия скорее вызовут разрушение добывающей инфраструктуры и краткосрочный дефицит предложения. Впрочем, здесь все будет зависеть от длительности потенциальной «специальной венесуэльской операции». Если она, буде случится, пройдет быстро, то цены скорее снизятся на ожиданиях прихода американских нефтяников и возобновления добычи, с последующим ее ростом. В ином же случае и итог может быть обратным, из-за возможного спада добычи и общей неопределенности.

Но здесь важна сама вероятность подобной операции. Стоит помнить, что США относятся к Латинской Америке как к своему заднему двору, где не должно быть угроз и рисков. Антиамериканизм при этом допустим, примером чему может служить та же Куба, но угрозы и риски должны быть купированы, рано или поздно. Если же наложить эту долговременную политику на подход Дональда Трампа в формате cowboystyle, или же, иными словами, нарциссическое желание быстрых и громких побед, то такой американский ход начинает выглядеть вполне вероятным. Особенно если учесть, что фокус операции может быть сугубо на контроле нефтяных месторождений, а не всей территории в целом. Да и сами местные картели, вероятно, присягнут на верность и не станут играть в партизан и народных мстителей. В конце концов, самые активные жители уже выехали из Венесуэлы, страна потеряла около четверти своих граждан за период правления Чавеса / Мадуро.

Дополнить картину можно и американской ситуацией. Дело в том, что у американцев остались неосвоенные месторождения, которые они намеренно не трогают, например, на шельфе Аляски или в Национальном нефтяном резерве, замораживая их до нужных времен. США, по собственным оценкам, занимают 11-е место по доказанным запасам нефти в мире (около 4,2 млрд тонн), большинство которых хранятся про запас, «на будущее». В то же время Вашингтон активно влияет на ситуацию на глобальном рынке. Такой подход усиливает противоречие: с одной стороны, США стремятся к гарантированным поставкам, с другой -- придерживают собственные ресурсы и, соответственно, сваливают часть рыночных рисков на другие страны и компании.

И в итоге – неопределенность, причем неустойчивая.

Ценовая динамика в ближайшие месяцы будет определяться балансом между нарастающим предложением от ОПЕК+ и рисками перебоев из-за геополитики. Фундаментальные показатели (спрос и запасы) сейчас противоречивы в оценках: МЭА фиксирует избыток предложения, тогда как ОПЕК+ видит пока баланс рынка. При этом политика Запада в отношении российской нефти и возможный конфликт вокруг Венесуэлы вносят повышенную неопределённость. Сейчас Brentторгуется в районе $65, но в условиях сценариев «переизбытка предложения» и «военных рисков» цены могут ощутимо отклониться как вверх, так и вниз. Если глобальный спрос оправдает оптимистичные оценки (рост на 1–1,3 мбд в 2025 году), то давление ОПЕК+ будет сбалансировано. Однако при малейшем замедлении экономики и быстром снятии нефтяных ограничений избыток предложения станет более вероятен, что будет тянуть котировки вниз. Усиление санкций против России или эскалация конфликта в Венесуэле, напротив, способно создать локальные дефициты и поддержать цены. Таким образом, рынок остаётся наёмником множества факторов, и окончательный тренд пока не ясен – всё будет зависеть от конъюнктуры спроса, исполнения договорённостей и геополитической обстановки.


Опубликовано 05.10.25 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Прогноз, нефть

 
© 2011-2025 Neoconomica Все права защищены