Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

План Путина. Политическая повестка

14.10.2013

Эта заметка ставит своей целью проблематизацию и постановку вопросов относительно российского политического будущего, над которыми мы в исследовательском центре считаем нелишним поразмыслить.

Формальным поводом к написанию заметки послужил президентский законопроект об объединении Верховного суда России (ВС) и ВАС, который предусматривает также внесение изменений в ст. 71 Конституции РФ[1]. Законопроект предусматривает упразднение ВАС в течение шести месяцев с момента вступления поправок в силу. Его полномочия должны перейти к новому Верховному суду.

Повод может быть и формальный, а вот последствия, с ним связанные, могут быть вполне ощутимыми. В частности, в связи с планируемыми нововведениями возникает ряд вопросов относительно возможной новой политической линии, проводимой властями.

Понятно, что ключевым моментом для президента В.Путина, о котором он не может не думать, принимая уже сегодняшние решения, являются президентские выборы 2018 года.

Представляется, что Путин уже давно рад бы уйти. Он уже хотел это сделать в 2012 году, но в тот момент не получилось создать условия для ухода: «Общероссийский народный фронт провалился», что не позволило Путину занять почетное место «лидера нации», сплотив вокруг себя общественное мнение; после этого пришлось слить Прохорова с «Правым делом», который совершенно целенаправленно шел в Думу, и внезапно для всех объявить рокировку.

Поэтому на выборах 2018 года задача для Путина ставится по сути так же: наконец-то уйти из политики, подготовив условия для ухода – то есть обеспечить себе политическую и личную безопасность.

Одним из важнейших критериев для принятия решения – уйти или остаться – станут выборы в Государственную Думу в 2016 году. Эти выборы, как и предыдущие, скорее всего, ярко отразят общественные настроения и позволят оценить политическую ситуацию в целом.

Сейчас понятно, что новое распределение нынешних четырех парламентских партий общественные настроения не отразит, поскольку и население и сам президент в реальности утратили доверие к «Единой России» (об этом явно свидетельствуют заигрывания президента с «Общероссийским народным фронтом» и отношение к съезду «Единой России»), да и к остальным парламентским партиям тоже.

Но в то же время население пока не выдало кредит доверия никакой другой политической силе: после изменения законодательства партий расплодилось так много, что выбрать из них практически невозможно. Сколько-нибудь значимая оппозиция существует только в крупных городах, но вряд ли представляет сплоченную силу с понятной программой.  

Все это  – невозможность оппозиции самостоятельно сплотиться, возросший уровень общественной активности сам по себе и желание властей иметь силу, поддерживающую политический курс и способную разговаривать как с населением, так и с элитой – свидетельствуют о том, что власти должны такую силу создать сами или, по крайней мере, способствовать ее формированию.

Возможно, необходимостью именно такого рода работы обусловлено возвращение в Кремль В. Суркова. Ведь трудно всерьез поверить, будто он намерен заниматься Абхазией и Южной Осетией и для этого собирает свою прежнюю команду.

***

Наблюдатели уже давно высказывают мнение, что место председателя нового Верховного суда займет Д.Медведев. И что, собственно, вся эта реформа под него и затеяна. Что поделать, отставки правительства ждут еще с весны.

Но, в случае перехода Медведева в ВС действительно придется формировать новое правительство. Ведь новый пост нужно будет занять сразу же, то есть примерно через полгода. Можно предположить, что такая перестановка и смена правительства произойдет как раз после Олимпиады, к лету.

В пользу высокой вероятности смены правительства говорит и тот факт, что для борьбы с экономическим кризисом, который уже все признали, нужно не техническое, а рабочее правительство с сильным антикризисным премьером.

Этому правительству придется придумывать, как преодолеть бюджетный кризис, а также столкнуться с весьма вероятным банковским кризисом. И еще придумать, как выполнять предвыборные президентские указы, ну или не выполнять их, но так, чтобы население не было сильно против, и сам президент сохранил лицо.

С экономическим кризисом власти уже по-своему борются. Смена экономического курса происходит практически у нас на глазах.

О том, что предыдущая модель больше не работает, в последнее время высказались многие чиновники и политики на всевозможных экономических форумах. В настоящее время разрабатывается новый курс, который уже одобрен президентом.

Фактически происходит переход от экономики спроса к экономике предложения. Экономика предложения – это научное название рейганомики и тэтчеризма. При этом надо понимать, что речь идет не столько о наборе конкретных мер, сколько об идее.

В связи с этим произошли резкие перемены и в политике: так называемые либералы заняли ключевые посты в государстве – Центральный банк, Министерство экономического развития, Минфин. Заметим, что экономический блок в правительстве курируют «либеральные» вице-премьеры Шувалов и Дворкович.

И вот первая странность в этой логике. Если экономический либеральный курс формируется уже сейчас, а смена правительства предполагается позже (на те же полгода), то получается, что новое правительство должно будет проводить старый курс. Вторая странность: зачем Медведеву писать свои программные статьи, если он пойдет на пост председателя ВС? Впрочем, может именно после этих статей он туда и пойдет.

Еще вопрос: кто возглавит это либеральное правительство? Самый очевидный ответ – это Кудрин. Он подходит по всем параметрам. Но если либеральный поворот – все-таки стратегический, то новый премьер вполне себе может быть следующим преемником, то есть быть фигурой популярной и нетехнической.

И еще странность, связанная с ключевыми ведомствами: зачем менять правительство, если с проводимой линией и так все согласны? Чтобы только поставить Кудрина?

Итак, если правительство меняется весной-летом 2014 г., то подготовка выборов 2016 г. пройдет в рамках либерального направления: правительство просто вынуждено будет проводить либеральный курс. А выборы 2016 г. – это уже элемент повестки выборов 2018 г. Такая последовательность будет свидетельствовать о том, что либеральный реванш – все-таки стратегический.

В этом случае президент будет иметь политическую опору на так называемых либералов в правительстве и опору на олигархов (в очередной раз), которые вместе потенциально смогут обеспечить ему условия ухода из политики внутри страны.

В этой связи можно иначе посмотреть на ситуацию с Сирией. Путину практически на пустом месте дали возможность стать фигурой глобального масштаба (с претензией на Нобелевскую премию мира) и на равных вписаться в мировую элиту. Проведение либерального курса внутри страны такую перспективу только укрепит. Это может быть и сделка: безопасность в обмен на либеральные реформы.

Для других политических сил, претендующих на место в системе Путина в таких условиях, можно дать следующую рекомендацию. От них требуется готовность реализовывать конкретные пожелания президента своими собственными силами, как и делают «либералы», а не предлагать наверх свои политические программы «про все хорошее» и «про спасение России». Путину надо предлагать «спасение Путина», а если при этом удастся заодно и «спасти Россию» – тем лучше.

Что ж, времена изменились. И теперь можно перефразировать старый президентский лозунг: план России – спасение Путина.



[1]http://zakon.ru/Discussions/prezident_obedinyaet_sudy_i_podchinyaet_prokuraturu__opublikovany_popravki_v_konstituciyu/8472

Метки:
Россия, Прогноз, политика

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены